Только лишь 2 года назад, на известной Всемирной выставке в городе Шанхай случился огромный ажиотаж, который вызвал фильм об автомобиле будущего, созданный под руководством компании General Electric специально предназначенный для китайской аудитории. Китайцы попадали на очередной сеанс, отстояв предварительно трехчасовую очередь.
Главным героем фильма было прозрачное самоуправляемое пластиковое яйцо на колесиках, бесшумно и без единого выхлопа углекислого газа летящее со скоростью около 300 километров в час в потоке одинаковых яиц. Яйцо тут приходило на смену современному бензиновому авто и следующий за ним, согласно киносценарию, с десятилетним лагом гибрид. Закадровый голос объяснял, что уже следующее поколение китайцев будет ездить на таких экологически чистых, безопасных и энергоэффективных машинах, приводимых в движение от некоего «супер аккумулятора». Китайцы реагировали восторженно и возвращались для нового просмотра уже с детьми.
Несколько русских журналистов, попавших на фильм абсолютно случайно, тут же принялись рассуждать о «гуманитарных технологиях», «навязывании будущего» и о «доверчивости отстающих». Фирменный отечественный скептицизм вкупе с фирменной же нашей любовью к автомобильным разговорам довел беседу до логического конца — у электромобиля нет будущего, по крайней мере обозримого, да и у гибрида оно более чем туманно. Этот разброс оценок оптимистичных китайских кинозрителей и русских скептиков-журналистов удивительно похож на ситуацию с противоречивыми прогнозами по поводу электромобильного транспорта, которые сегодня делают вполне профессиональные и уважаемые в мире эксперты ( например
Renault в России). Вот авторитетное агентство Australian Energy Market Commission не так давно выдало прогноз, согласно которому уже к 2030 году 45% всех новых автомобилей в Австралии будут работать на аккумуляторных батареях. Еще более радужной представляется картина аналитикам британской консультационной!! группы UK's Committee on Climate, которая обещает электромобилям к тому же 2030 году целых 60% суммарного объема местного автомобильного рынка.
Но, скажем, в недавних аналитических докладах крупнейших нефтедобывающих компаний мира, BP и Exxon Mobil, содержатся весьма консервативные цифры. BP в свежем отчете прогнозирует, что электромобили и гибриды к 2030 году составят л ишь 4% общего мирового автопарка. F.me более мрачные оценки дает F.xxon Mobil: в совокупности на электромобили и гибриды даже к 2040 году придется не более 5%.Резкий разброс экспертных оценок верный признак того, что мы находимся в точке бифуркации. Или технологического межсезонья, когда выбрать правильный тренд затруднительно.
11 нефтяников-пессимистов легко заподозрить в необъективности, но даже независимые эксперты признают, что углеводородный ДВС так просто не сдастся, его экономическая эффективность к 2030 году только удвоится. С другой стороны этого вопроса, непосредственный прогресс в сфере супер конденсаторов, похоже, принимает запоздалый характер, не говоря уже о многочисленных вложениях в топливные элементы, ожидаемое резкое подешевление которых произведет снова революцию, сравнимую стой, что вызвала паровая машина.
Это классический инновационный сюжет, а точнее постоянное совершенствование старой технологической платформы, экономическая слабость новых радикальных решений и попытка объединить их, хотя бы временно (ведь нынешний гибрид до боли напоминает парусник с паровой машиной или трамвай на конной тяге). Проблема в том, что две из трех стратегий в конце концов окажутся тупиковыми, а выбор делать надо — на все ставки ресурсов не хватит.
Тем не менее рискнем предположить, что, даже если электромобиль ждет скромное нишевое будущее, деньги, вложенные в него, не пропадут даром. Многочисленные спин-офф-технологии, инициированные его созданием, — во всех источниках питания, различных материалах, автомобильном софте etc. — могут принести дивиденды в совсем неавтомобильных сферах. Та же беспроводная зарядка или супер конденсаторы вызовут бурю на десятках рынков, сегодняшние властители которых только усмехнутся, увидев на экране прозрачное пластиковое яйцо с электрическим приводом.