Погода была дождливая и все дороги немного раскисли.
Поэтому экспериментировать над своей пятой точкой и исследовать дорогу на Шишкино я не стал - перед глазами убедительно маячил образ чудака на Пежо.
Но просто так, без новых открытий и свершений уезжать не хотелось.
У меня в голове давно засела идея найти дорогу по узкой возвышенности, идущей в середину огромного Тамменгонтского болота. Она нанесена только на карте 1868 года и имеет собственное имя - Маркин Нос.
На штабных картах последующих лет этой подробности нет.
Д.В.Осипов, который пешком обшел все окресные леса, болота и дороги подтвердил, что такая возвышенность и дорога по ней - есть. Что там - настоящий и очень красивый, а не буреломный лес и простирающееся на несколько км болото с клюквой, трясиной, тетеревиными токами и лосиными тропами.
В общем - показываю космоснимок с Google Earth с наложенным на него GPS треком моего регистратора
трек начинается внизу с позиции ЗРК.
небольшой крючок вверху - та дорога, на которой мы останаливались в групповой поездке зимой. Она небольшая и заканчивается поляной, пригодной для остановки группы машин. Но даже не пересекает ЛЭП, построенную задолго до войны, идущую от Пульмана к Лопухинке.
А вот весьма проходимая даже на переднем приводе лесная дорога позволила на 2.5 км углубиться в лес и болото (дорога идет в 5 метрах от края болота). Лес - прекрасный, болото - просто внушает уважение. Я попробовал по нему походить - очень качественная трясина.
На тех двух точках, куда удалось добраться - охотничьи засидки и укрытия и место для пикника.
За грибами и клюквой - места просто идеальные. С детьми и палаткой - не очень. Открытой воды нет. Хотя в середине этого огромного болота есть уже заросшее Тамменгонтское озеро (Тамме-саари по карте 1868г), из которого вытекает река Лебяжья.
Вообще-то это болото - один из факторов, позволявших удерживать Ораниенбаумский платцдарм во время войны. Одно из системы колоссальных болот. У него габариты - 5 на 7 км.