ПУТЕШЕСТВИЕ ИЗ ИШИМА В МИАСС. ЗАПИСКИ НАЧИНАЮЩЕГО ДАСТЕРОВОДА.
… Тем кто дружен
Не страшны тревоги,
Нам любые дороги дороги,
Нам любые дороги дороги!!
(из песенки бременских музыкантов)
Как сказала супруга: «Ну теперь машина у папы есть, копим маме на … квартиру!» (???!) Я вроде как должен теперь отказаться от всех своих притязаний и преференций в свой адрес, а поездка в Миасс к сестре – последний бонус в этой пятилетке. Выезд назначили на утро 16 июля. Итак машина готова, вещи собраны (список был просто огромен), маршрут проложен по бумажным картам, но навигатор зачем то взят. Старт в 6.30, чтоб до того, как фуры «проснутся» преодолеть 20-и километровый участок разбитой дороги на пути до первого пункта остановки - с.Бердюжье.
Забортная температура к 10 часам приблизилась к отметке +25 в тени, вот и настало время спасительного кондиционера, вожделенного устройства, за которое взята более дорогая комплектация автомобиля, чтоб не отставать от родственников и знакомых на подержанном японском автопроме, где со времен царя Гороха это само собой разумеющаяся штука! Сначала 1 деление, затем 2 и внутренняя циркуляция воздуха и гораздо позже добрались до 3 (троечки). Скажу сразу, кондиционер работает отлично, правда комфортнее всего чувствуют себя задние пассажиры. Им не дует, на них не светит солнце и места достаточно, учитывая, что один пассажир – ребенок.
Первая заправка и удивление от давно забытых дымящихся труб – г.Курган.
В Ишиме, хотя город показан в любом школьном атласе как центр машиностроения, легкой и пищевой промышленности, давно умерло всё, кроме последней отрасли. Эвакуированный в годы ВОВ из Ленинграда
ИМЗ, делавший прицепы к с/х технике и полевые кухни, потихоньку загибается, завод Ишимсельмаш превратился в торговую площадку, умерла ковровая и обувная фабрики, уничтожен в угоду омским пищевым толстопузам собственный пивоваренный завод, делавший не только славное пиво, но и фруктово-ягодные консервы, газводу. Много раз банкротили Ишимский ликёро-водочный завод (еще дышит). Единственный крупный независимый игрок в отрасли - ЗАО Племзавод «Юбилейный», где силой характера руководителя производство процветает. Я отвлекся, но это правда Ишим – город бюджетников, пенсионеров, студентов и ЧП. Да, Нефтепроводное управление есть ещё…
Перед Курганом на пригорке оказалась отличная заправка «Роснефть», перед которой и «Лукойл» и «Газпромнефть» просто отдыхают. Огромная территория, чистота, магазин с туалетом внутри, а в туалете…! Чистота, горячая вода, бумага, мыло, электрополотенце, освежитель воздуха и график уборки туалета, я был потрясён!!! Вот! А цена на литр 95 бензина 27,5руб! Это на 1,3 дешевле, чем в Тюменской области – нефтяном крае. Едет он прекрасно, но пахнет совсем по-другому, натуральнее что ли, как в детстве.
Именно здесь я понял, что такое сервис. Кроме того визуально оценил
«слюнявчик» для Дуси, он реально спас от всей гадости и ничего не натёр на кузове и решетке радиатора, рекомендую на дальнобой. Примерно в это же время глянул и средний расход по бортовику, он составлял 8,7 л/100км. Езжу я не быстро – до 99км/ч + кондей на «2».
Около 15.30 на горизонте замаячила «Чугунная столица России», хорошо хоть дым был не разноцветный, как в прошлый раз.
Город очень красивый, исторический. Проспект Ленина имеет по 4 полосы в каждом направлении. Именно на нем я ощутил, что машина как будто прилипает к асфальту. Меня обгоняли почти все, но я списал это на свои эмоциональные ощущения и горячий асфальт, ведь за бортом было уже +34, кроме того я только съехал с трассы, а тут стиль езды совсем иной. (Сорри, фото сделано в другой день).
Провожал нас Челябинск отличнейшей широченной дорогой Уфимского тракта с разметкой и несколькими полосами в каждом направлении, с разделительной полосой. Прям как в Европах. Скорости здесь вообще не ощущаешь, едешь 100, а закрой рукой спидометр – ну около 60-и, не больше. Кстати о дороге. Самые разбитые – в Курганской области, но опять же не везде. Асфальт еще у них странный, оранжевый какой то. Неплохие дороги в Челябинской и на границе Тюменской области с Курганской. Пробил подвеску слева до отбоя только раз на продолжительной и глубокой волне в асфальте, но и то не сильно, так сбрякало глухо и все. Подвеска на Дастере изумительная.
Обгоны на Урале дело очень серьёзное, именно здесь мне приходилось на 80 км/ч переходить на 5 передачу и обходить караваны из фур, в голове которых оказывался чаще всего чадящий допотопный Камаз или ГАЗон. При этом надо понимать, я вез 5 человек и около 50кг барахла. А так, 6 передача в обычной ситуации вполне устраивает.
В общем, расстояние до Миасса с двумя 30-минутными остановками и четырьмя 10-минутными, было преодолено за 11 часов. А это 711км, из которых 20км преодолевалось примерно 50 минут (писал в начале).
УРАЛ. КАМЕННЫЙ ПОЯС ЗЕМЛИ РУССКОЙ.
Сами горы появляются лишь за 10 – 15км до них. Южный Урал невысокий, преобладающие высоты 300-600м, хотя есть и выше. Природа красивая, сам город лежит вдоль Ильменского хребта и вытянут примерно на 40км вдоль него. Здесь уже лесная зона с сосной на вершинах и склонах, березой и осиной у подножий.
Город старинный, возник как центр медного производства, а затем золотого и серебряного промысла. Центр металлургии, машиностроения (завод УРАЛАЗ, тягачи «Урал»), оборонного комплекса (ракеты, как раз миасская ракета поразила Пауэрса).
Большая часть города лежит на склонах и отрогах Ильмен. Рельеф волнистый, дороги хоть и не кавказский серпантин, но то же заставили жителя равнин дышать чаще и глубже, особенно в лесу меж утесов, где иногда и памятнички с цветочками торчат…
Именно здесь двигатель 2.0 покорил своей эластичностью и толерантностью, хоть в горку, хоть под горку, хоть в вираж на подъеме – 4 передача рулит, а машинка словно вцепилась в дорогу. Местные сперва плелись за мной, а вот через пару дней только мой фаркоп видели издалека. Самое уморное, гонит за мной какой нибудь чудик на тонированной Приоре или Сивике, а в Миассе есть такие классные лежачие полисмены, они не резиновые, как положено, а такие из асфальта, широченные, выше штатных раза в три, но пологие, вот тут я отрывался…Говорю задним пассажирам: «Прыжок!!» и не сбавляя скорости машина глотает холмик, а потом как кот вздыбливается на четырех костях, но контакта с дорогой не теряет и мягко садится. А господа-с что там-с? А, отстали-с? А, искорки из под брюха брызнули-с? Ну, извините судари!

Вид на центр города с С-З. Слева территория «УРАЛАЗ»
Про судари, это я не зря. Здесь ведь золотопромышленники жили, хотя работяг да крепостных конечно больше было. Вся история собрана в местном краеведческом музее, расположенном в старинной усадьбе в Старом городе. Цена билета нас просто смутила: 50 руб. и 30 руб. – дети. И ведь это 1,5 часа экскурсий по залам музея. У нас в лучшем случае – один зал за такие деньги!
Здесь и башкирский дом и золотой прииск и кузнеца. Дом зажиточного крестьянина и старателя, целая улица с лавками и товаром. Все в оригинале, да с клеймом.
Но особенно меня поразил зал, посвященный местному напилочному заводу, а именно ассортименту его изделий. Сейчас производство остановлено, а как хочется себе такой вот напильник 40Х40Х800 вместо клинка на стену повесить. В гараже конечно.
Кстати, сам император Александр I в 1822 году посетил один из золотых приисков Миасса и собственноручно промыл 22 пуда золотоносного песку. А вообще золота здесь добыто несколько десятков тонн. Клондайк уральский!
Богат Ильменский хребет и различными минералами, их тысячи выставлены в Ильменском естественно-научном музее. Это три этажа с минералами, кристаллами и музеем живой природы Челябинской области. Все сохранено и поддерживается с советских времен.
Здесь мы задержались часа на 3-3,5.

Малахит
Сходили конечно и в местные горы, где в камне бьют источники с чистейшей водой. Сюда на Дастере не заедешь, тут только тропы. Местные из под крана воду вообще не пьют, а только бутилированную или из горных ключей. Мы немного чесались (после ванны) от местной воды, но потом все прошло.
Для географа и просто человека Урал – как природная божничка. Забрался на гору и как будто вся жизнь и жизнь всея у тебя на ладони. Сам как божок стоишь, творением матери любуешься. И облако ползет на тебя, будто одеяло пуховое, ан не тут-то было, только холодом и влагой обдаст и плывет себе дальше… Всего 662 метра, а целый час пыхтели, а потом еще минут 40 спускались.

Миасс. Снимок с западного склона Ильменского хребта.
Самые горные красивые озера –
Тургояк, Кисегач, Миассово. Вода в них очень прозрачная, но холодная. Ишимские водоёмы по сравнению с ними просто крохи, да и глубина 2-5м, а не 35, как на Тургояке, зато теплые и дно не каменистое, а приятное, песчано-глинистое.
Конечно, приятно удивили нас и местные магазины (цемент дорогой – 250 руб., не ожидал). Огромный супер-пупер маркет «Слон», там то точно потеряться можно, магазин «ЦентрОбувь», который заставил прекраснейшую половину полыгать в себя кажный божий день («дрейф» ценников нас заворожил). Итог – 12 пар новой обуви на четверых дам.
Как все это поместилось в машине - отдельная история, но поместилось же! Дуся опять на высоте. Да просто наложили и под полкой и на нее и подняв подголовники заднего ряда, тромбанули все это и быстренько так дверью хлоп, чтоб не вывалилось! При прочих равных присел бы какой ни будь седанчик уже на коленки, а Дусе хоть бы что!
В СТОЛИЦУ ТАНЗАНИИ!!!
Позади 8 дней активного отдыха с семьей и Дусей. Позади ночные раскатистые и звонкие уральские грозы, от которых и следа к обеду не оставалось. Позади дурящая жара и не спящий всю ночь Миасс. Сердце щемит, а при виде родной болотинки и поля с берёзовым колком, так вообще вся компания в машине вдруг зашевелилась. Зачем тут Европа+, все, дом почуяли. И названия то пошли: Пеганово, Локти, Быково, это тебе не Мисяш или Чебаркуль или там Сунукуль…Малая Родина. Хотя Ишим, то же покажется странным большинству.
СДАЛА ЛИ ДУСЯ ЕГЭ?
Судите сами.
Проколов – 0
Поломок в дороге – 0
Расход масла – ни на миллиметр от верхней метки
Расход антифриза – уровень прежний
Инурез – отсутствует
Общий пробег: 6182км
Пробег в «походе»: 1783км, из них 361км в режиме «город в горах и в жаркую погоду»
Съедено бензина: 146,9л
Средняя скорость: 47,5 км/ч
Средний расход: 8,2 л/100км
Все целы и здоровы! Спасибо всем, кто организовал нашу жизнь в Миассе, особенно сестренке Наталье!